- sergeyl37
Синдром отвержения родителей. Психолог в суде.
«Ребенок без отца – словно дом без крыши»
Буддийская пословица
Денис вошел в зал суда робко, сел на край скамейки ближайшей к выходу. Поза закрытая, руками теребит колени, взгляд опущен.
Судья начала задавать вопросы. На первый вопрос: «Хочешь ли ты к папе?», едва дослушав его, Денис выпалил: «Я не люблю папу».
Так повторялось несколько раз. Судья ни разу не спросила: «Любишь ли ты папу?», но мальчик несколько раз повторил свои слова, будто они могли защитить его.
Защитить… От чего? Или от чего защищается этот мальчик? Или что он так оберегает? Свой покой, привычное течение жизни, покой мамы?
Денис производит впечатление робкого мальчика, послушного. Речь развита хорошо, словарный запас достаточный. Во время допроса был напряжен, говорил тихо, так что некоторые слова были плохо различимы.
Тревожность проглядывала во всем: в позе, в опущенном взгляде, в голосе, в неуместных повторах того, о чем не спрашивали.
Немного расслабился, когда вопросы стали задавать психологи.
- Почему ты не хочешь к папе?
- Он говорит непонятно.
- А если бы он говорил понятно, ты бы хотел к нему?
- Нет, он плохой.
- Почему?
- Он пьет вино и маме говорил пить, когда она должна была родить. А это нельзя делать.
Последние слова - явно повторение услышанного от взрослых. Ведь его тогда еще не было. В этих и других его фразах – «чужой лингвистический стереотип». Так на языке экспертов называют случаи, когда в речи присутствуют слова, выражения, не соответствующие возрасту, образованию или профессии. Такое встречается у детей, когда они повторяют фразы, многократно слышанные от взрослых. И это результат влияния ближайшего окружения ребенка.
У Дениса явное отвержение папы. Причем основанное, не на реальных событиях или качествах отца, а на оценочных суждениях ближайших взрослых. Главным образом, мамы, поскольку он живет с ней, и именно она является для него самым авторитетным взрослым. Любая мама имеет огромную власть над ребенком. Ребенок познает мир через мать, ее глазами.
Осознанно или не осознанно, но именно мама формирует отношение ребенка к отцу. Если мама, разговаривая с отцом, строит недовольные гримасы, ребенок считывает это как то, что папа нехороший, недостойный человек. Со стороны мамы это не всегда осознанное поведение. Свое личное отношение к мужчине, неприязнь, сформировавшуюся из-за неоправданных надежд, мама транслирует ребенку и тот, любя ее и не желая огорчать, принимает его, впитывает, и оно становится его собственным. Похоже именно так сформировалось отношение Дениса к папе.
Понятие «синдром отвержения одного из родителей» ввел Р. Гарднер. Он рассматривал его как патологическую форму адаптации, возникающую в результате действий другого родителя, направленных на саботаж отношений ребенка с отвергаемым родителем и изменение отношения ребенка к нему. Отвержение ребенком отдельно проживающего родителя (чаще — отца) возникает в ответ на осознанное или неосознанное манипулятивное поведение родителя, с которым ребенок проживает. Позднее было установлено, что дети, отвергающие одного из родителей, имеют множество психологических проблем и эмоциональных нарушений, вследствие чего одни юридические стратегии (смена опекуна, принудительные посещения, запрет визитов) не могут решить проблему.
Суд в большей части удовлетворил иск отца, теперь у него будет возможность видеться с сыном. Раньше мама мальчика препятствовала.
Но Денису и его родителям предстоит огромная работа. Работа с чувствами, с ценностями, с отношениями. Психотерапевтическая работа. Очень надеюсь, что она будет успешной. Ведь все это ради мальчика, которому важно вырасти с ощущением, что у него есть и мама, и папа, и оба любят его.
